gtag('config', 'UA-138691289-1');

Разговоры на лавочке обо всем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Разговоры на лавочке обо всем » Новое время » Российская империя


Российская империя

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Казак Донского войска, 1812 г. Художник Александр Ежов.
https://sun1-88.userapi.com/c856132/v856132482/8ed3c/941tRLy3jAc.jpg

0

2

Чины Саперного лейб-гвардии батальона, 1812 год.
https://sun1-91.userapi.com/c855320/v855320506/1090d0/ZTB57EwHmAg.jpg

0

3

Бойцы Русской армии, 1720 год.
https://sun1-25.userapi.com/c858136/v858136457/982d0/pDgtJZNERD8.jpg

0

4

Кавалерист Российской империи, рубеж XIX—XX вв.
https://sun1-85.userapi.com/c856124/v856124698/128e0f/n_4pmy4Ucn4.jpg

0

5

Гренадер Семеновского и фузилер Преображенского Лейб-гвардии полков, 1708—1709 гг.
https://sun1-84.userapi.com/c857016/v857016161/15ad2/VpBsB9I8hl4.jpg

0

6

Пехотинцы Российской империи, 1892 год.
https://sun1-23.userapi.com/c853624/v853624405/132c1d/XLKeYLV0sf8.jpg

0

7

Броненосец «Чесма». Российская империя, 1892 год.
https://sun1-86.userapi.com/c855532/v855532103/1381f1/6-CZGfT-UWw.jpg

0

8

Черноморский флот накануне Крымской войны.
В организационном отношении российский флот с петровских времен делился на три эскадры: синего флага (авангард), белого флага (кордебаталию) и красного флага (арьергард). Каждая эскадра, как это предусматривалось Уставом морским 1720 г., в свою очередь, подразделялась на три дивизии. Реально флот в полном составе в море выходил крайне редко, поэтому боевой порядок, исходя из наличного числа кораблей в строю, подразделялся, как правило, на три основные части без дальнейшего их членения. В соответствии с павловским Уставом военного флота 1797 г., эскадры были переименованы в дивизии, а дивизии — в эскадры, но сам принцип организационно-штатного деления флота при этом, однако, остался неизменным. Штатами 1798 г. на Балтике предусматривалось иметь три дивизии, на Черном море — одну дивизию. С 1804 г. дивизии стали подразделяться не на эскадры, а на бригады. Позднее в составе Черноморского флота была сформирована вторая дивизия.

В 1810 г. последовало переформирование судовых команд. Входивших ранее в их состав морских солдат отчислили в армию, а их обязанности возложили на матросов. Началось принесшее больше вреда, чем пользы, «осолдатчивание» моряков: матросы получили близкую к солдатской строевую форму, ружья и амуницию, их стали усиленно учить «фрунту». Последовали и организационно-штатные изменения. Команды судов были сведены в экипажи четырехротного состава. Учитывая, что на Балтике, например, флот ходил (находился в кампании) не более полугода, это было удобно для строевого и хозяйственного управления личным составом на берегу. Но вместе с тем к собственно морской службе такая организационная структура, по сути дела, не имела отношения. Служба на кораблях превращалась во временные командировки. Не случайно, борясь с этим злом, адмирал М. П. Лазарев всеми средствами старался продлить сроки кампаний. Черноморцы плавали и в зимних условиях.

Первоначально, как уже говорилось, строевой личный состав флота был сведен в четырехротные экипажи численностью около 400 человек. При этом отдельно были созданы корабельные и гребные экипажи. Намечалось иметь на Балтике 52 корабельных и 8 гребных экипажей, а на Черном море — 31 корабельный и 4 гребных экипажа. Фактически, из-за некомплекта людей, намеченного количества экипажей сформировать не удалось. Кроме корабельных и гребных, были сформированы рабочие экипажи. Такая организация, однако, просуществовала недолго. В 1816 г. экипажи подверглись укрупнению при общем сокращении их числа. Деление экипажей на корабельные и гребные упразднили, все они стали именоваться флотскими экипажами.

В результате всех этих преобразований перед началом Крымской войны Российский императорский флот в строевом отношении подразделялся на пять флотских дивизий. Три из них входили в состав Балтийского флота, а две — в состав Черноморского. Каждая дивизия состояла из трех бригад, каждая бригада — из трех флотских экипажей. Исключение составляла 3-я бригада 5-й флотской дивизии на Черном море: в ее состав входили два экипажа. Нумерация дивизий и экипажей была сплошная, нумерация бригад — отдельная в каждой дивизии. Таким образом, 1 -3-я флотские дивизии (1 -27-й флотские экипажи) находились на Балтике, 4-я и 5-я флотские дивизии (28-44-й флотские экипажи) — на Черном море. Не входившие в состав дивизий 45-й и 46-й флотские экипажи находились на Каспийском море и на Тихом океане, составляя основу Каспийской и Охотской военных флотилий. Кроме того, в Петербурге находился сформированный в 1810 г. из команды придворных гребцов Гвардейский флотский экипаж, также не входивший в состав флотских дивизий.

Строевое и хозяйственное деление флота на дивизии, бригады и экипажи, как уже говорилось ранее, не совпадало с делением его на эскадры и отряды, которые создавались как временные тактические формирования неопределенного состава. Количество входивших в них кораблей и судов зависело от поставленных задач, от состояния материальной части и других факторов.
Штатный строевой состав флотского экипажа, в интересующий нас период, был следующим: капитан 1 ранга, капитан 2 ранга, четыре капитан-лейтенанта, 12 лейтенантов, 12 мичманов (всего 30 офицеров); 80 унтер-офицеров, 25 музыкантов, 1000 матросов (всего 1105 строевых нижних чинов). Помимо того, в состав каждого экипажа входило более 100 нестроевых: четыре лекаря, два комиссара, четыре фельдшера, два баталера, три унтер-баталера, 67 денщиков и другие чины. Экипаж подразделялся на четыре роты. Каждая рота по штату должна была состоять из капитан-лейтенанта, трех лейтенантов, трех мичманов, 20 унтер-офицеров, шести музыкантов, 250 рядовых. Таким образом, всего в составе флотского экипажа предусматривалось иметь приблизительно 1250 человек.

В состав каждого экипажа, за редким исключением, должен был входить линейный корабль, которым командовал командир экипажа, и несколько судов меньшего ранга. На 110-пушечный корабль полагалось три роты, на 84-пушечный — 2,5 роты, на корвет — 5/8 роты. Фактическая численность личного состава на кораблях и судах несколько отличалась от приведенных цифр, в частности, за счет прикомандированных чинов рабочих экипажей. В этом несоответствии строевого и тактического деления, несмотря на предписание сохранять состав судовых команд по возможности неизменным, заключался крупный недостаток. Скажем, капитан-лейтенант, ротный командир в экипаже, назначенный весной командовать корветом, до осени терял из виду почти половину своих подчиненных, а те, в свою очередь, даже если и имели в плавании ближайшим начальником «своего» мичмана, далее по системе подчиненности оказывались под командой офицеров, мало их знавших.

Роспись кораблей и судов Черноморского флота по дивизиям, бригадам и экипажам по состоянию 1853 год.

4-я флотская дивизия.

1-я бригада.

28- й флотский экипаж: линейный корабль «Варна», фрегат «Мидия», пароход «Могучий», пароход «Аргонавт», транспорт «Аккерман», транспорт «Килия», транспорт «Портица».
29- й флотский экипаж: линейный корабль «Селафаил», корвет «Пилад», тендер «Поспешный», пароходофрегат «Крым», транспорт «Рион», транспорт «Цемес».
30-й флотский экипаж: линейный корабль «Ягудиил», фрегат «Кагул», пароход «Еникале», пароход «Колхида», транспорт «Прут».

2-я бригада.

31- й флотский экипаж: линейный корабль «Храбрый», бриг «Фемистокл», бриг «Тезей», яхта «Стрела», пароход «Таганрог», транспорт «Дунай», транспорт «Березань».
32- й флотский экипаж: линейный корабль «Три Святителя», бриг «Меркурий», пароход «Тамань».
33- й флотский экипаж: линейный корабль «Чесма», корвет «Ариадна», бриг «Эндимион», бриг «Ахиллес», тендер «Проворный», пароход «Боец».

3-я бригада.

34- й флотский экипаж: линейный корабль «Уриил», корвет «Андромаха», бриг «Язон», пароход «Эльборус», транспорт «Днепр», транспорт «Лиман».
35-й флотский экипаж: линейный корабль «Париж», винтовой корвет «Воин» (в постройке), шхуна «Ласточка», пароход «Дарго», транспорт «Кинбурн».
36- й флотский экипаж: линейный корабль «Ростислав», фрегат «Сизополь», шхуна «Опыт», пароход «Петр Великий», транспорт «Субаши», транспорт «Ренин».

5-я флотская дивизия.

1-я бригада.

37- й флотский экипаж: линейный корабль «Святослав», корвет «Орест», бриг «Неарк», тендер «Легкий», пароход «Молодец», транспорт «Гагра», транспорт «Кишинев».
38- й флотский экипаж: линейный корабль «Двенадцать Апостолов», пароходофрегат «Владимир», шхуна «Забияка», транспорт «Ялта», транспорт «Арагва».
39- й флотский экипаж: линейный корабль «Гавриил», бриг «Орфей», шхуна «Дротик», пароходофрегат «Громоносец», транспорт «Кубань», транспорт «Лаба», транспорт «Феодосия».

2-я бригада.

40- й флотский экипаж: линейный корабль «Императрица Мария» (заканчивалась достройка), фрегат «Месемврия», пароход «Бердянск», транспорт «Днестр», транспорт «Мамай».
41- й флотский экипаж: линейный корабль «Великий князь Константин», винтовой корвет «Витязь» (в постройке), бриг «Аргонавт», шхуна «Смелая», пароходофрегат «Бессарабия».
42- й флотский экипаж: линейный корабль «Три Иерарха», корвет «Калипсо», бриг «Птолемей», бриг «Эней», пароход «Грозный», пароход «Андия», транспорт «Сухум-Кале», транспорт «Доб».

3-я бригада.

43- й флотский экипаж: винтовой линейный корабль «Босфор» (в постройке), -фрегат «Флора», бриг «Персей», тендер «Скорый», пароходофрегат «Одесса», транспорт «Ингул», транспорт «Буг», транспорт «Кодос».
44- й флотский экипаж: фрегат «Кулевчи», фрегат «Коварна», тендер «Нырок», пароходофрегат «Херсонес», транспорт «Балаклава», транспорт «Бзыбь», транспорт «Гостогай».

Кроме того, были выведены из боевого состава, но еще продолжали числиться в списках Черноморского флота линейные корабли «Силистрия» и «Султан Махмуд», использовавшиеся в качестве блокшивов, а также фрегат «Агатополь».

В Николаеве в это время заканчивалась подготовка к закладке винтового линейного корабля «Цесаревич». Он, однако, еще не был приписан к какому-либо экипажу. В дальнейшем предполагалось, наряду со строительством новых, переоборудовать в винтовые некоторые парусные корабли во время прохождения капитального ремонта, первым предполагалось переоборудовать «Трех иерархов».

Перечисленные в списке пароходы «Эльборус», «Могучий», «Молодец», «Боец», «Колхида» и транспорты «Цемес», «Лаба», «Мамай», «Кодос», «Субаши», «Гостогай», «Бзыбь» и «Доб» подчинялись Кавказскому корпусу.

В состав Черноморского флота также входили две шхуны, два тендера, шесть пароходов, три буксира, транспорт и шесть лоцсудов. Кроме того, между Одессой и Абхазией ходили два парохода, пять пароходов принадлежали гражданскому ведомству, один — Войску Донскому и один — Инженерному ведомству.

Помимо флотских экипажей, в состав Черноморского флота входили ластовые экипажи, обслуживавшие портовые суда, и рабочие экипажи, предназначавшиеся преимущественно для работы на верфях. Кроме того, на период кампаний из состава рабочих экипажей на суда флота командировались плотники, конопатчики, парусники. К лету 1854 г, т. е. уже после начала войны, но еще до высадки союзников в Крыму, в составе Черноморского флота было два ластовых и восемь рабочих экипажей.

К числу других береговых подразделений флота относились роты: военно-рабочие, предназначавшиеся для ведения строительных работ на берегу, портовые, обслуживавшие военные порты, доковые и арестантские, выполнявшие наиболее тяжелые работы.

Необходимо сказать также об арсенальных и лабораторных ротах. Они относились к созданному в 1734 г. корпусу морской артиллерии. В то время морские артиллеристы по численности на флоте занимали третье место после судовых команд и батальонов морских солдат. В 1831 г. морская артиллерия была сведена в шесть бригад восьмиротного состава. Однако в 1846 г. бригады расформировали, а нижних чинов из них перевели во флотские экипажи. Офицеры корпуса морской артиллерии в состав экипажей не входили, их расписывали по кораблям перед началом кампаний. При этом главной их задачей являлось не использование артиллерии (этим занимались строевые офицеры флотских экипажей), а содержание ее материальной части. Рядовые, остававшиеся в корпусе морской артиллерии, были распределены по арсенальным и лабораторным ротам. Арсенальные роты предназначались для содержания арсеналов, ремонта находившихся там орудий. Лабораторные роты занимались снаряжением бомб, гранат, брандскугелей и т. д.

Помимо корпуса морской артиллерии, в XIX в. был создан и ряд других корпусов флотских специалистов, чины которых и ранее, до учреждения корпусов, не входили в строевой состав флота и имели особый порядок прохождения службы. В частности, им присваивались специальные или военно-сухопутные звания с указанием принадлежности к корпусу (подпоручик корпуса флотских штурманов, капитан корпуса корабельных инженеров и т. д.). В отличие от строевых офицеров, заканчивавших Морской кадетский корпус, в который принимались исключительно дворяне, офицеры-специалисты в большинстве своем были разночинцами, являясь «черной костью» флота. В середине XIX в., в период быстрого развития буржуазных отношений, в верхах общества по-прежнему господствовало убеждение, что командовать людьми должен, может и единственно достоин дворянин, а должности, на которых требуется не столько распоряжаться и командовать, сколько самому практически применять имеющиеся знания, для дворянина не очень подходят. Их великодушно уступали выбившимся «в люди» долголетней службой или путем получения образования выходцам из непривилегированных сословий. Знания и опыт давали им право на чин (как правило, невысокий), скромный мундир с серебряным шитьем, или без него (у офицеров флотских экипажей шитье — золотое), и титулование «благородием». Но настоящие «благородия» в большинстве своем предпочитали держать с ними порой малозаметную, но очень четкую дистанцию.

К числу корпусов флотских специалистов относился созданный в 1827 г. корпус флотских штурманов, подготовка которых производилась в двух штурманских ротах — в Кронштадте и в Николаеве. Корпус подчинялся генерал-гидрографу. Как и морские артиллеристы, чины корпуса в состав флотских экипажей не входили и расписывались по кораблям лишь на период кампаний.

Кораблестроителей в 1826 г. объединили в корпус корабельных инженеров. Специалистов для него готовили в кондукторских ротах учебных морских экипажей. Корпус подчинялся Кораблестроительному департаменту, входившему в состав Управления генерал-интенданта.

В 1838 г. был создан корпус инженеров строительной части флота. На его чинов возлагалось строительство портовых и других береговых объектов флота. Корпус находился в ведении Строительного комитета по морской части и комплектовался офицерами, окончившими Главное инженерное училище (в 1855 г. преобразовано в Николаевскую инженерную академию).

В связи с началом развития парового флота остро встал вопрос о создании кадров судовых механиков и машинистов, но он долгое время не находил удовлетворительного решения. Проблему не решали ни посылка некоторого числа офицеров на стажировку за границу, ни прием на службу иностранцев по вольному найму. Последняя мера представляла прямую опасность для боеготовности флота, на что еще в 1847 г. В. А. Корнилов указывал в своем рапорте адмиралу М. П. Лазареву: в случае разрыва с Англией паровые суда рисковали оказаться на приколе из-за потери механиков и машинистов. Даже в самый канун войны с Англией, в начале 1854 г., на некоторых военных пароходах механиками плавали вольнонаемные англичане. Лишь в 1854 г., наряду с другими корпусами флотских специалистов, был, наконец, создан корпус инженер-механиков. Специалистов для него, как и для корпуса корабельных инженеров, готовили в кондукторских ротах учебных морских экипажей. Постоянного же органа управления службой инженер-механиков в составе Морского министерства в тот период так и не создали. На Балтике существовал лишь учрежденный в 1842 г. Комитет о построении военных пароходов. Должность главного инженер-механика флота появилась лишь в 1860 г.

По данным известного военного историка А. М. Зайончковского, штатная численность личного состава российского флота к началу Крымской войны равнялась 90 ООО человек, списочная численность в 1853 г. составляла 90 985 человек: на Балтийском флоте — 2275 офицеров и 50 571 нижний чин, на Черноморском флоте — 1472 офицера и 36 667 нижних чинов. В «Памятной книжке морского ведомства на 1853 г» приводятся несколько иные данные по рядовому составу — 50 628 человек на Балтийском и 35 670 на Черноморском флоте. Эти данные, однако, являются вполне сопоставимыми, различия могут зависеть от месячных колебаний численности (смертность в госпиталях, увольнения в отставку и т. д.).
Источник
https://sun1-90.userapi.com/xIJtXG6gKCZXbqH5fQv7nqF1lDHDmndyTPILAA/c5XRCg5DSN0.jpg

0


Вы здесь » Разговоры на лавочке обо всем » Новое время » Российская империя